ЗАДАНИЕ 21
Формулировка задания
Задание 21 может быть сформулировано тремя способами:
1) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
2) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
3) Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Какие же правила пунктуации могут встретиться при выполнении задания 21?
ТИРЕ (не дефис!)
В простом предложении:
1) между подлежащим и сказуемым: Встретить друга – большая радость.
2) при приложении: Стоял чудесный майский день – лучшее время года в этих местах.
3) в неполном предложении вместо сказуемого: Куда-то пошёл, а куда – не помнит.
4) после ряда однородных членов: В саду, в доме – всюду стояла тишина. Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
В сложном предложении:
1) в сложном бессоюзном предложении, если отношения между частями
- противительные(а, но): План есть – действий нет.
- временные (когда): Придёт вечер – поговорим.
- условные (если): Назвался груздем – полезай в кузов.
- сравнительные отношения (как, будто): Посмотрит – рублём одарит.
- если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием/выводом (так что): Я постучал – открыли сразу; Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
2) после прямой речи: «Ничего себе…» – удивился Иван.
ДВОЕТОЧИЕ
1. В простом предложении после обобщающего слова перед рядом однородных членов: Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.
2. В сложном бессоюзном предложении, если отношения между частями
- причинные (потому что): Успокойтесь: рана не опасная.
- пояснительные (а именно): И вдруг произошло чудо: я попал на концерт.
- дополнительные (что): Я сразу догадался: мы выиграли.
3. При прямой речи после слов автора: Мама спросила: "Почему так поздно?"
ЗАПЯТАЯ
В простом предложении:
1) при однородных членах: Клёны, берёзы, осины уже сбросили листья.
2) при вводных словах, словосочетаниях и конструкциях:Теперь, мне кажется, дела должны пойти неплохо.
3) при обращении: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время.
4) при обособлении определений: А он, мятежный, просит бури…
5) при обособлении приложений: Санкт-Петербург, крупнейший научный центр нашей страны, расположен на берегах Невы.
6) при обособлении обстоятельств: Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь.
7) при уточняющих членах предложения: Эти книги мы нашли в нашем деревенском доме, на чердаке.
8) при сравнительном обороте: Они дрожат, как осиновые листочки.
В сложном предложении:
1) в сложносочинённом предложении: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2) в сложноподчинённом предложении: Я попал в дом, которого никогда не видел.
3) в сложном бессоюзном предложении: Пришла зима, на землю лёг снег.