ЗАДАНИЕ 23
Формулировка задания:
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 16, 17 дано описание.
3) Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в
4) В предложении 40 представлено рассуждение.
5) Предложение 45 содержит элементы описания.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 16, 17 дано описание.
3) Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в
4) В предложении 40 представлено рассуждение.
5) Предложение 45 содержит элементы описания.
Что нужно знать:
- типы речи: повествование, описание, рассуждение
- смысловая, логическая связь между предложениями
Итак, ПЕРВАЯ группа формулировок проверяем умение определять тип речи.
Типы речи
Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.
Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)
Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.
ВТОРАЯ группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания.
Вот какие вопросы и вспомогательные слова могут прояснять эту связь:
- условие (при каком условии?)
- цель (для чего? с какой целью?)
- причина (почему? по какой причине?)
- следствие, вывод (итак, следовательно)
- пояснительные отношения (то есть, а именно)
- объяснение (чем это объясняется?)
- противопоставление (наоборот, но, а)
- аргументация (во-первых, во-вторых)
- уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)