Четверг,09.05.2024,01:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Друзья сайта



 
 
Наш опрос
Считаете ли Вы ЕГЭ наиболее эффек-тивной формой проверки знаний по русскому языку?
Всего ответов: 545
 
 
 

Персональный сайт учителя русского языка и литературы МОУ Канадейской СОШ
Коноплёвой Марины Геннадьевны

 
ЗАДАНИЕ 23
 
Формулировка задания:
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1)  В предложениях 1–4 представлено повествование.
  2)  В предложениях 16, 17 дано описание.
  3)  Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в
  4)  В предложении 40 представлено рассуждение.
  5)  Предложение 45 содержит элементы описания.
 
Что нужно знать:
  • типы речи: повествование, описание, рассуждение
  • смысловая, логическая связь между предложениями
 
Итак, ПЕРВАЯ группа формулировок проверяем умение определять тип речи.
 
Типы речи
 
Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое  развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.
 
Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)
 
Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.
 
ВТОРАЯ группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания.

Вот какие вопросы и вспомогательные слова могут прояснять эту связь:

- условие (при каком условии?)

- цель (для чего? с какой целью?)

- причина (почему? по какой причине?)

- следствие, вывод (итак, следовательно)

- пояснительные отношения (то есть, а именно)

- объяснение (чем это объясняется?)

- противопоставление (наоборот, но, а)

- аргументация (во-первых, во-вторых)

- уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)