Четверг,09.05.2024,04:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Друзья сайта



 
 
Наш опрос
Считаете ли Вы ЕГЭ наиболее эффек-тивной формой проверки знаний по русскому языку?
Всего ответов: 545
 
 
 

Персональный сайт учителя русского языка и литературы МОУ Канадейской СОШ
Коноплёвой Марины Геннадьевны

 
ЗАДАНИЕ 6
 
 
Формулировка 1:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
   Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.
 
Формулировка 2: 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
   Андрей бросил беглый глаз на гостя - тот был аккуратно одет, причёсан.

Что нужно знать и уметь:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности лексической сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Итак, задание 6 связано с нарушением лексических норм языка.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

В задании 6 внимание уделяется двум ошибкамупотребление лишних слов и неверное употребление слов.

Нужно найти одну из этих ошибок и исправить её.

Поговорим о них подробнее. 

ПЕРВАЯ ОШИБКА – употребление лишних слов.

Ошибки в употреблении лишнего слова связаны с такими понятиями, как плеоназм и тавтология.

Плеоназм (от греч. «излишество») - один из видов многословия, тот случай, когда уточняющие слова не несут никакой смысловой нагрузки. Они частично или полностью совпадают по значениям (например, человек двадцать людей) или значение одного слова уже входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе). В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток». 

Словарь плеоназмов для задания 6 ЕГЭ по русскому языку  от сайта "Рустьюторс" 

Тавтология возникает тогда, когда рядом оказываются однокоренные слова. Тавтология - это «масло масляное»: в рассказе рассказывается, подарили в дар, проливной ливень.

Давайте рассмотрим пример с речевой избыточностью.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.
 
Что не так с этим предложением? Дело в том, что бездна - это пространство, имеющее большую глубину. И добавлять после этого слово "глубокая" нецелесообразно. Мы должны это слово из предложения изъять. 
 
Получаем: Перед путешественниками разверзлась бездна, преодолеть которую было невозможно.
 
Смыл предложения не изменился. Это и есть явление речевой избыточности, когда один и тот же смысл передан в предложении дважды, когда в этом нет никакой необходимости.

В ответ выпишем слово, от которого мы избавились, т. е. "глубокая". Причём выпишем его в той форме, в какой оно было дано в предложении.

ВТОРАЯ ВОЗМОЖНАЯ ОШИБКА, которую нужно будет исправить в этом задании, – нарушение лексической сочетаемости двух слов. Что это такое, объясню на примере:

Андрей бросил беглый глаз на гостя - тот был аккуратно одет, причёсан.

Существует устойчивое сочетание "бросить взгляд"(не "глаз") со значением "быстро посмотреть". Это ошибка, типичная для разговорной речи с ее небрежностью к языковым средствам. При употреблении фразеологизма необходимо точно воспроизводить лексический состав и грамматическую организацию выражения. В ответ запишем слово, которым мы заменили неправильно употреблённое, т. е. "взгляд".

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

 

Другой пример:

Творчеству А.П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Это тоже предложение с ошибкой. Неправильно соединены слова в словосочетание. Не "отрывки из творчества", а "отрывки из произведений / текстов". В ответ запишем "произведений" или "текстов".

Вторую ошибку тяжелее распознать и исправить. К тому же нет какого-то конечного списка словосочетаний, которые могут встретиться на ЕГЭ. Поэтому полезно выполнять как можно больше заданий этого типа.