Среда,08.05.2024,09:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Друзья сайта



 
 
Наш опрос
Считаете ли Вы ЕГЭ наиболее эффек-тивной формой проверки знаний по русскому языку?
Всего ответов: 545
 
 
 

Персональный сайт учителя русского языка и литературы МОУ Канадейской СОШ
Коноплёвой Марины Геннадьевны

 
ЗАДАНИЕ 8
 
Формулировка задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
   За это задание можно получить целых 5 баллов. Поэтому очень важно выполнить его правильно. 

Типы грамматических ошибок, встречающихся в задании 8:

1. Нарушение построения предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • Причастие с определяемым словом должно быть СОГЛАСОВАНО в роде, числе и падеже.

Мать тревожилась за своего сына, уехавшем (правильно: "уехавшего") в город поступать в институт.

  • Определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота.

Разбуженная фантазия чтением (правильно: "разбуженная чтением фантазия") развивает ум, пытливость.

2. Нарушение построения предложения с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • Добавочное действие, выражаемое деепричастием, должно относиться К ТОМУ ЖЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЛИЦУ, что и основное действие, выражаемое сказуемым.

Получая образование и читая книги, происходит умственное развитие человека.

Правильно: Получая образование и читая книги, человек умственно развивается.

  • Деепричастия НЕ МОГУТ использоваться в безличных предложениях, кроме тех, в которых есть инфинитив.

Сообщив информацию о том, что немцы сконцентрировали на границе армию вторжения, было заявлено об опасном положении дел на Дальнем Востоке.

Правильно: После сообщения о том, что немцы сконцентрировали на границе армию вторжения, было заявлено об опасном положении дел на Дальнем Востоке.

3. Нарушение построения предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

ОПИСАНИЕ НОРМЫ ОШИБКА (пример) ВЕРНО (пример)

Не могут быть однородными разнотипные синтаксические элементы предложения, например, причастный оборот и придаточное  предложение.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.

В одном ряду должны стоять слова одной части речи в одной форме (полной или краткой).

Татьяна любила гадать и старинные предания.

Ночь была дождливая и темна.

Татьяна любила гадания и старинные предания.

Ночь была дождлива и темна.

Нельзя объединять в одном ряду слова, обозначающие родовые и видовые понятия. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Обобщающее слово и однородные члены предложения должны стоять в одинаковых формах. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную накануне в молоке просоленную рыбу, вареную картошку, маринованные огурцы.
Если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим. В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным. В домах, парках, на площадях было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.
Нельзя употреблять общее зависимое слово (дополнение) при однородных членах, требующих разного управления. Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой. Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.
При использовании двойных союзов нужно помнить, что их части должны стоять непосредственно рядом с однородными членами.  В Москве на Спасском мосту шёл тогда бойкий торг самодельными картинками, на которых изображались как бытовые сюжеты, так и печатались лики святых и портреты царствующих особ. В Москве на Спасском мосту шёл тогда бойкий торг самодельными картинками, на которых изображались как бытовые сюжеты, так и печатались лики святых и портреты царствующих особ.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами. В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А.Д. Сахарову, а и экономисту - академику Л.В. Канторовичу. В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А.Д. Сахарову, но и экономисту - академику Л.В. Канторовичу.
Нельзя употреблять в одном ряду однородных членов логически несовместимые понятия. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. -

4. Нарушение построения предложения с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.

  • Если с несогласованным приложением употреблено определяемое слово, то приложение всегда стоит в им. п., независимо от падежа определяемого слова. Если определяемого слова нет, изменяется по падежам само приложение.

В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера "Илиаду" (правильно: "поэму Гомера "Илиада"").

5. Неправильное употребление падежной формы СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

  • Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в Дат. п.:

Благодаря уникального набора (правильно: "набору") микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

  • Предлог ПО в значении «ПОСЛЕ» требует существительного в предложном падеже с окончанием -И: 

По окончанию (правильно: "по окончании") гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

6. Нарушение ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ глагольных форм

  • В предложении все глаголы должны быть одного вида и одного времени. 

Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает (правильно: "позолотило ... и открыло") вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.

7. Нарушение связи между ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Сказуемое всегда СОГЛАСУЕТСЯ с подлежащим!

ОПИСАНИЕ НОРМЫ ОШИБКА (пример) ВЕРНО (пример)
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову. В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. В этом году МГУ (Московский государственный университет) провёл несколько олимпиад для школьников.
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного. Газета «Труд» опубликовала сенсационную статью. Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью.
Если составное числительное является подлежащим и заканчивается на «один», то сказуемое должно быть в единственном числе.  В группу студентов, направленных на полевую практику, входят сорок один человек. В группу студентов, направленных на полевую практику, входит сорок один человек.
Обособленный оборот при подлежащем не влияет на форму сказуемого.  Аудитория, особенно выступавшие с докладами, одобрилА проект резолюции конференции. Аудитория, особенно выступавшие с докладами, одобрили проект резолюции конференции.
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто (тот, кто-то, никто, каждый и т.п.) + сказуемое в ед.ч., все (те) + сказуемое во мн.ч.

Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступили на соревнованиях.

Все, кто учились в математическом классе, сдали тест на отлично.

Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимают, почему её считают одним из чудес света.

Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступил на соревнованиях.

Все, кто учился в математическом классе, сдали тест на отлично.

Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям.

8. Нарушение построения сложного предложения:

  • Лишний союз:

Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича.

В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали.

  • Лишняя частица БЫ: 

Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе.

  • Неправильная форма УКАЗАТЕЛЬНОГО слова в предложении или его неоправданное употребление:

Родители опасались то (правильно: "того"), что состояние сына ухудшится.

Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников.

  • При последовательном подчинении НЕ ДОЛЖНЫ употребляться одни и те же союзы:

Олег Александрович хотел, чтобы я напомнила руководителю музыкального кружка, чтобы она уточнила репертуар (правильно: "об уточнении репертуара") ансамбля на ближайшее выступление.

  • Союзное слово КОТОРЫЙ в придаточном предложении НЕЛЬЗЯ отрывать от определяемого слова в главном предложении:

Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас.

Правильно: Мы обращаемся к Ирине Ивановне со своей проблемой, которая не может не волновать всех нас.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

  • Одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо.

Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе?

Правильно: Девушку подполковник спросил, не сестра ли она ей

  • При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

 Сергей сказал, что я вернусь (правильно: "он вернётся") на следующей неделе.

10. Ошибка в употреблении имени числительного

  • При склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме. Это касается дат, праздников.

Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю (правильно: "к первому апреля").

  • «Оба» употребляется с мужским родом, «обе» - с женским.

У неё браслеты были на обоих (правильно: "обеих") руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы.

  • Собирательные числительные не употребляются с женским родом. 

Двое пар (правильно: "две пары") ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

  • Числительные два, три и четыре в именительном и винительном падежах сочетаются только существительными в единственном числе. Поэтому ошибкой будет их употребление с существительными, не имеющими формы единственного числа, например, с такими: брюки, часы, сутки, сумерки и т.п.

Вопреки первоначальным планам, экспедиция затянулась на целых двадцать двое суток (правильно: "двадцать два дня").

  • Если речь идет о людях высокого ранга, "объединять" их собирательными числительными не рекомендуется.

Когда я работал в институте, я был, пожалуй, один из двоих или троих профессоров, которые занимались проблемой звукоцветового анализа.

  • Числительные "полтора", "полтораста" имеют только две формы: в им. и вин. п. - "полтора"/"полтораста", в других падежах - "полутора/"полутораста".

Полуторы недель (правильно: "полторы недели") я провёл в тундре, выходя на связь только в случае крайней необходимости.